Описание РИПО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
                                         «Детский сад комбинированного вида №206»
Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Красная, д.34, 350916,
тел/факс (861)229-12-61








Описание результативного инновационного педагогического опыта
на тему «Театрализация кубанских сказок как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»



Автор: музыкальный руководитель
 Г.А. Прокопьева


                                         

г. Краснодар, 2018год

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………… 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательной организации и муниципальном образовании…………………………………. 5
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.. 6
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………………. 7
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик…………………………… 8
3.2. Актуальность………………………………………………………… 9
3.3. Научность……………………………………………………………. 12
3.4. Результативность……………………………………………………. 12
3.5. Инновационность (новизна)………………………………………... 13
3.6. Технологичность……………………………………………………..13
3.7. Описание основных элементов…………………………………….. 15
4. Выводы………………………………………………………………….16
5. Список использованной литературы и интернет-ресурсов………… 16


1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике
Современный театр может выявлять и ярко подчеркивать индивидуальность независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. Выражать неповторимость и уникальность личности. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересует человечество на протяжении всего своего существования: « «Кто мы?», «Зачем, и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа.[14].
Согласно современным требованиям ФГОС ДО в рамках комплексного подхода, современный образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка и его социализация. Для вхождения его в общество и взаимодействия с окружающим миром.
В обществе универсальным средством коммуникации является речь, поэтому одной из социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития детей, совершенствование коммуникативной культуры как основы развития его личности.
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы. Хорошо известна мысль Л.С. Выготского о том, что «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет ею, выполняемые им операции не осознанны» [4].
Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В.И. Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать их стремление к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть уста детей», без чего невозможно становление личности ребенка [4]. Сегодня эта мысль не утратила своей значимости.
В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. В речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…» [4].
Формирование и развитие личности ребенка происходит в традиционных видах деятельности, а обеспечение высокой эффективности образовательной деятельности на музыкальных занятиях может быть достигнут только при совместном содружестве педагога, ребёнка и конечно же родителя. Я думаю каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка "правильно", чтобы ребёнок вырос гармонично-развитой личностью.
По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Надо стремиться развивать в ребёнке и то и другое. К сожалению, современные родители чаще всего, пренебрегают эмоциональным воспитанием, отдавая предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. «Опасность не в том, что машины начнут думать как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина!» – профессор Г. Суворов. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – Д. Б. Кабалевский.[2]
Ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов деятельности, начинает по-новому рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Воспитать цельную личность – нелёгкая задача. Для этого необходимы условия: наличие педагога и наличие среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик ребёнка. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия, активно участвовать в художественном самовыражении. Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задания. Радость творчества, активное взаимоотношение со взрослым уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке. [3]
При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает театрализация. Она рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение со взрослым. Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Однако, театрализация сказок не должна сводится к подготовке выступления. Педагоги в театрализованных сценках могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Дети станут более естественно и непринуждённо включатся в действие, перенимая опыт взрослого. Целесообразно каждый раз предлагать нескольким детям передавать один и тот же образ персонажа, а иногда – всем одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.[5]
От маленькой сценки до объёмной сказки активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательной организации МБ ДОУ Мо г. Краснодар «Детский сад № 206»
Ни в одном возрасте познание мира не идет столь интенсивно, как в дошкольном. Ежесекундно развиваются границы сознания, мышления ребенка потому, что расширяются границы его окружения. Дети осваивают тысячи новых жизненных премудростей. 
Развитие личности ребенка невозможно, без раскрытия творческих способностей детей. Это одна из приоритетныхных задач дошкольного воспитания.
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 206» в полной мере реализует данную задачу разными средствами, в том числе и театрализованной деятельностью. В своей работе в данном направлении стремится использовать многогранный процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Репетиции и работа над этюдами не менее важны, чем премьера спектакля или постановки.
 Главная педагогическая установка звучит так: творчество в работе дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Театрализованные игры, должны сохранять непосредственность детской игры, основа которой импровизация.  Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и навыки.
Опыт работы, в данном направлении описанный педагогами детского сада с 2008 года в архиве методического кабинета ДОО. Содержание опыта ДОО:
-         Методические разработки, сценарии и конспекты педагогов групп, музыкальных руководителей для работы в ДОО на календарный год.
-         Сборники «Кубанских казачьих сказок».
-         Консультации для родителей и воспитателей «Методы куклотерапии в работе с детьми», «Концептуальный взгляд на проблему ОВЗ», «Как поддержать у детей интерес к театру», «По-новому рассказываем свои любимые сказки» и т.д.
-         Литературный материал: этюды (на выражение основных эмоций, на выразительность жестов, на воспроизведение отдельных черт характера); картотеки на все возрастные группы (дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие детской пластики, диалоговые скороговорки), творческие игры (на развитие двигательных способностей, игры со словом, игры «Веселые стихи» и др.).
Успешной работе способствует хорошее оснащение костюмерной. Наличие большого разнообразия детских и взрослых костюмов, кукол для театра, ширм, декораций и атрибутов.       
В ДОО театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. В процессе игры активизируется внимание, мышление, происходит художественно-образное восприятие и тренировка памяти, развивается воображение и фантазию, совершенствуется речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение. Для старших дошкольников все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут чувствовать себя уверенно среди сверстников.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
«Театр - (от греч. theatron - место для зрелищ - зрелище) - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Произведение театрального искусства - спектакль - создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете - балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте - режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника» [13].
Толерантность (от латинского слова «tolerantia» - терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям (Ожегов С.И. Толковый словарь). Основа толерантности – признание права на отличие. В решении задач формирования толерантности у детей особая роль отводится дошкольной педагогике, так как дошкольный возраст – особый этап начального нравственного развития ребёнка.
Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. Особенность воспитания дошкольников - воспитание трепетного отношения к сохранению исторических ценностей, формирование представлений о кубанских традициях, обычаях, быте. Гражданственность и патриотизм исходят от чувства восхищения родным краем, тем местом, где человек родился, от любви к своему дому.
Речевое развитие детей старшего возраста – продолжает совершенствоваться, в особенности её звуковая сторона. Положительная динамика развития речевой и двигательной активности складывается из повышения уровня знаний в области кубановедения.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Проектная работа на протяжении всего периода реализации проекта проходила апробацию на старшем дошкольном возрасте. Дошкольники легко включались в работу и показывали неподдельный интерес к театрализованной деятельности. Данный факт определен психологическими особенностями.
Старший дошкольный возраст всесторонне исследовался отечественными педагогами, их опыт нашел свое освещение в работах З.И. Икуниной, Н.Н. Поддьякова, А.Л. Венгера, А.Н. Леонтьева и других авторов.[18]
Важная особенностью этого периода детства является умение управлять своим поведением. Происходят значительные изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценке.
Старший дошкольный возраст – это период дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования: произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Особенную роль в этих новообразованиях, является овладение собственным поведением.
Дети шестого года жизни, становятся физически очень крепкими и  отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Физическое развитие детей связано с умственным, и становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное развитие набирает высокий темп.
На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.[17]. Совершенствуется связанная речь и грамматический строй речи. Становится богатой лексика, дети активно используют синонимы и антонимы.
Достижением этого возраста характеризуются распределение в игровой ситуации ролей, усложнение и заполнение предметами игрового пространства. В изобразительной и творческой деятельности отметить можно высокую продуктивность и старание. В опыте конструирования наблюдается обобщение и следование образцу.
Восприятие в этом возрасте характеризуются анализом сложных форм объектов, но развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств и развития умения обобщать, внимание произвольное. [18]
Развивается общение как вид деятельности. Развитие личности характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. Вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, а в центре лежит интерес к человеческим отношениям. В основном ребенок, верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, адекватно оценивает качество своих поступков. В особенности отдельные черты своей личности, может оценить или сравнить с другими. У детей, к концу этого периода формируется самооценка. Содержанием её выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. Их самооценка очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и так далее.[16]
Для меня как педагогу составляет ценность работы с любой возрастной категорией, но этот возраст считаю самым продуктивным в работе. С ними наглядно виден результат деятельности.

3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик
Мы отнеслись к обобщению опыта как к исследованию: подходу к изучению объекта – театрализованная деятельность. Главным образом, делая акцент на аспекты организации исследования:
ü   Метод сравнения – определяется сопоставлением разных групп лиц, над которыми производится аналитическая деятельность, с разграничением их по возрасту, половой принадлежности, роду деятельности.
ü   Метод комплексности – в разработке участвуют сразу несколько специалистов из разных научных сфер: психолог и воспитатель групп, для выведения конкретной теории в ракурсе взгляда с разных источников научного обоснования;
ü    лонгитюдный метод – обусловлен изучением одной и той же группы лиц на протяжении трех лет.
В частности, в накопление материала педагогического опыта включены эмпирические методы, которые позволят не принужденно поставить задачу и решить её в процессе театрализованной деятельности:
ü   наблюдение,
ü  самонаблюдение,
ü   эксперимент,
ü  методы психодиагностики (тесты, опросные методы) для оценки качества и результативности деятельности.

3.2. Актуальность
Современная система образования, являясь важным институтом развития национальных культур, выступает инструментом культурной и политической интеграции общества. Согласно статье 3, пункт 1.4., Федерального закона РФ от 26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одним из основных принципов государственной политики является «Единство образовательного пространства на  территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Статья 64, закона раскрывает сущность дошкольного образования, которое «…направленно на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В связи с этим перед ДОО поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств способствующих разностороннему развитию ребенка, обогащение учебно-методического арсенала и организация социального партнерства.
Этнокультурное многообразие Краснодарского края, является неотъемлемой частью, духовного наследия, необходимым элементом международного имиджа страны. Задачи  государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании  у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса. Дошкольный период детства, является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения, так как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Современные родители, выполняя важную социальную роль обязаны создавать материальные блага для своих детей, одновременно они являются участниками образовательного процесса и должны занимать активную позицию в воспитании ребенка. Создание дополнительного пространства для общения детей и взрослых, способствует успешному развитию детей, формируют жизнестойкость, закладывает основы для диалога поколений, используя традиции, культуру, особенности народов, проживающих рядом.
В законе Краснодарского края от 16.07.2013 №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» статье 5, одним из принципов развития системы образования в Краснодарском крае, является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории Краснодарского края. Концепция развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в детских садах, предполагают включение отдельных элементов народной культуры в образовательный процесс. Тория и практики по теме проекта, затрагивают вопросы поликультурного воспитания дошкольников и определяют проблему: в необходимости обновления методических инструментов и средств, для организации и обеспечения разных видов деятельности дошкольников на основе культурного и исторического наследия региона.
На современном этапе развития нашего общества, становления и возрождения культурного наследия Краснодарского края, особую остроту приобретает проблема воспитания детей дошкольного возраста на традициях, обычаях и укладе быта кубанских казаков, как никогда актуальна в современной педагогике. Обращение к культурно-историческому прошлому своего народа – важный момент в воспитании подрастающего поколения. Нравственное воспитание подрастающего поколения - на мой взгляд, одна из основных задач общества. Ребёнок, приходит в сложный многогранный мир маленькой личностью, со своим характером и амбициями. Сколько нового ему предстоит узнать и изведать. И тогда маленький человек встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др.
Опыт работы показывает, что большая часть музыкально - литературного материала, изучаемого на музыкальных занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Целесообразно использовать не только книжную тематику, но и использовать в работе региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни, обогащать словарь детей старшего дошкольного возраста, дать им возможность почувствовать колорит речи казаков.
Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она является первым звеном той цепочки, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями и со всем человечеством в целом. Сказки всегда искренние, очень мудрые и поучительные. Они высоко поэтичны и нравственны. Сказки помогают ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления, развить коммуникативные навыки.
Востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение ее возрождения, особенно в регионах России, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого, и одним из таких регионов стала Кубань.
Таким образом,  актуальность выбранной темы проекта обусловлена с одной стороны важностью и необходимостью ознакомить детей с традициями и культурой  родного края , формирование у детей интеллектуального, творческого, музыкального, нравственного развития личности посредством кубанских казачьих сказок, обогащения внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста через музыкально - игровые композиции, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

3.3. Научность
Объект проекта: развитие у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
Предмет объекта: театрализация кубанских казачьих сказок.
Цель проекта: Развитие нравственных качеств старших дошкольников посредством театрализации кубанской сказки. Приобщение дошкольников к традициям кубанского народа и воспитание любви к родному краю. Расширение знаний детей о быте кубанских казаков.
Задачи проекта:
- Изучить потребности и желания детей в выборе произведения для
театрализованной постановки.
- Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике.
- Вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в театрализации.
- Развить творческие способности: выразительность речи, музыкально - ритмические движение, изобразительные навыки.
- Провести цикл занятий и мероприятий по теме: "Традиции и быт кубанских казаков"
- Подготовить совместными усилиями детей и родителей праздника "Кубанская ярмарка"
- Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта театрализации кубанских сказок.
Реализация поставленных задач решается через различные виды детской деятельности:
- игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- восприятие художественной литературы и музыкального фольклора;
- музыкальную (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ;
- двигательную (овладение основными музыкально - ритмическими движениями).

3.4. Результативность
На протяжении трех лет обобщения педагогического опыта наблюдается положительная динамика уровня приобщения воспитанников к традициям и истории многонациональной Кубани.
Внешняя оценка качества: определяется со стороны педагогов занимающихся воспитательно-образовательным процессом. Показ театрализованных представлений на основе культуры народов проживающих на Кубани.
Внутренняя оценка: новые качества, знания и умения, которые приобретают дети.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной и спонтанной деятельности.

3.5. Инновационность (новизна)
Определяется усовершенствованием отдельных элементов методик, а так же удачной комбинацией форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. А именно, организация и обеспечение разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами освоения необходимого для данного возраста культуры национальных традиций Кубани в условиях ДОО.

3.6. Технологичность
Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
1 этап - Подготовительный.
Цель: Изучить педагогическую литературу по данному направлению.
Подборка программно - методического обеспечения :
- музыкальный(песни кубанских казаков, подборка музыки для музыкально - ритмических движений, музыкальные игры);
- наглядный (репродукции картин, фотографии памятников города, предметы быта казаков, видеоматериалы);
 - литературный (Кубанские казачьи сказки и сказы, потешки, пословицы и поговорки).
На данном этапе была выявлена проблема совместимости различных видов деятельности в театрализации сказок и постановки спектаклей. Ведь по большому счету театрализация - это не только разучивание текста по ролям, а вживание в образ. Дети должны прочувствовать характер своих героев, разобраться в нравственной стороне вопроса. А осуществить это можно через восприятие музыки, исполнение песен к данной постановке, разучивание музыкально - ритмических постановок. Изучив литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что чаще всего весь материал мы даём детям разрозненно, то есть на одном утренники мы поставим сценку, а на празднике "Кубанская ярмарка" - покажем танец. Но как мы знаем, у детей дошкольного возраста целостное восприятие и только сочетание всех видов деятельности помогут нам добиться поставленных целей. Таким образом, было принято решение разработать свой вариант образовательной деятельности в рамках проекта театрализации кубанских сказок как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап - Основной.
Во время проекта нами было запланировано решение следующих задач.
1. Образовательные:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории и культуре родного края.
- Расширять представления детей о литературном и музыкальном фольклоре.
- Побудить детей к театрально - игровой деятельности.
2. Развивающие:
- Развивать творческие способности детей: выразительность речи, музыкально - ритмические движение, изобразительные навыки.
- Развивать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы посредством театральной игры.
- Развивать артистические способности детей, способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
3. Воспитательные:
- Воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
-  Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
-Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
3 этап - Заключительный.
Заключительный этап представляет собой:
1. Сбор информации:
- о качестве реализации проекта педагогами
- об уровне усвоения детьми, предлагаемых материалов проекта
- выявление причин, пробелов, отставаний, тормозящих в реализации задач проекта
2. Диагностика театрализованной деятельности. Под этим понятием подразумевается:
- легко ли дети усваивают литературный и музыкальный материал.
- эмоциональное раскрепощение детей.
- могут ли дети применять изученный материал вне музыкальных занятий.
- развитие нравственных качеств у детей.
Следуя примерному тематическому планированию педагоги других ДОО легко смогут воспроизвести данный проект, добавляя в него необходимое своим задачам содержание деятельности.

3.7. Описание основных элементов
 Разработан план подготовки и осуществления проекта.
Содержание
Сроки проведения
1. Постановка целей и задач.
2. Самообразование, подбор литературного, наглядного, музыкального материала, изучение интернет ресурсов, изучение книжного материала.
3. Проведение опроса среди родителей в форме анкетирования.
4. Обработка результатов анкетирования.
Июль
1. Подготовка методических материалов.
2. Подбор Кубанских казачьих сказок для чтения в группе.
3. Разработка сценариев для театрализации.
4. Постановка танцевальных композиций.
5. Подбор песенного материала для изучения на занятиях.
6. Консультация для педагогов: "Посредством чего ребёнок может выражать свои чувства и эмоции?"
Август
1.     Начало реализации проекта. В экспериментальных     группах проводится образовательная деятельность по разработанным материалам.
2. Консультация для родителей: "Почему нужно знать историю своего края."
Сентябрь
 Проведение музыкального развлечения вместе с родителями для детей старшей и подготовительной групп: "Ярмарка на Кубани. Что нам осень припасла?"
Октябрь
Казацкая сказка "Как казак на базар ходил"
Г. Прокопьева.
Ноябрь
Спектакль для детей и родителей в детско – родительском клубе «Мы такие разные».
Декабрь
Театрализация сказки: "Как казак Тимофей счастье искал."
Январь
 Проведение музыкального развлечения "Масленица на Кубани"
Февраль
Казацкая сказка "Про Василька и серого волка" Т. Кулик
Март
Проведение праздника совместно с родителями "Посвящение в казачата"
Апрель
1. Заключительный этап, подведение итогов.
2. Корректировка перспективного плана, форм и организации театральной деятельности.
Май

4. Выводы
Концепция развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.  Социализация дошкольника будет происходить легче, если за плечами у маленького человека будет опыт общения полученный через игру и театрализацию.

5. Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1.     Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка, М. Просвящение, 1988
2.     Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192 с.
3.     Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков.2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008. – 80с.
4.     Маркова В. А., Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Краснодар; Традиция 2007
5.     Кенеман А. В. Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры».-М. ; Просвещение 1995 г.
6.     Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный подход. Сфера, 2007. – 144с. http://eab.clan.su/index/batkiny_skazki_kubanskie_kazachi_skazki/0-4
13.    Большая советская энциклопедия. Т 3.
14.    Никитин С. В., Кузнецов Е. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 10.09.2018).
1. Интернет- журнал «Мир науки» ISSN 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html
16.    Журнал  «Вопросы психологии». 2014/4.
17.    Л.С Выгодский «Возрастная психология»(собр.соч.)
19.     Примерная образовательная программа «От рождения до школы»//Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Мозайка-синтез, 2014.- 368с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий