суббота, 28 октября 2017 г.

Традиции и быт кубанских казаков. Кубань в песне.

Первая встреча Творческой гостиной
«Солнечный край».
Кубань в песне.

I. Вступительное слово . (Звучит кубанская народная песня)

Какими не меркнущими в сознании картинами предстает перед нами образ родного края – видом ли отчего дома, утопающего в саду, вербами ли, глядящимися в воду, желтеющей ли нивой, стройными ли тополями, идущими вдоль дороги… Но звучит он в нашей душе народной песней, которая, как некая сказочная птица, пролетает над станицей, то затихая где-то высоко в небе, то касаясь самой земли. Узнаем мы ее по неповторимому голосу, так как в каждом краю водится своя птица – песня, 
какую не спутать с другой; западает она в душу с детства, напоминая нам о родном крае, о Родине.

Как вы уже догадались, речь пойдет о кубанской народной песне. У каждого народа она своя, неповторимая. Сегодня мы рассмотрим жанровые разновидности и особенности песен казаков.
Тема нашей встречи творческой гостиной: «Кубань в песне.» Эпиграфом нашей встречи будут слова кубанского поэта Ивана Федоровича Вараввы:

 «…Кто огонь в гулком сердце погасит,
Кто в нем ветры уймет и громы?
Кто Кубань мою песней украсит,
Если это не сделаем мы?!

И открывает первую встречу нашей творческой гостиной в рамках сетевого взаимодействия творческий коллектив Дома Культуры и Спорта станицы Елизаветинской ансамбль «Казачок» руководитель Реук Людмила Николаевна.
5 песен.





Ведущий: Где труд, там и песня – говорили в старину.
Кубань – земля трудолюбивых, талантливых и свободолюбивых людей.
 На Кубани слились воедино две богатейшие песенные культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.
Такое объединение культур зародило множество народных песен, припевок, напевов.
        В России трудно найти более песенный край, чем Кубань!
Казаки любили песни, в них отражалась нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания и дружба.
Различались песни: исторические, бытовые, обрядовые, колыбельные, свадебные, походные, шуточные.
    А какая песня о Кубани самая известная, самая главная?
Дети: Гимн Кубани.
Ведущий: Правильно. Давайте его послушаем.
Слушание Гимна Кубани
Ведущий:
Народная песня «Ты, Кубань, Ты наша Родина» написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Она была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память о боевой славе в годы Первой мировой войны. Автор слов — полковой священник Константин Образцов.
Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают «про станицы вольные, про родной отцовский дом» и бьются насмерть с «врагом-басурманином», чтобы жила их святая родина.
Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год-два её запели все кубанские подразделения действующей армии. В период гражданской войны она была официальным гимном Кубанской рады и Кубанской народной республики. И в годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Ее слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии.
Песнь начинается с обращения казачества к своей Родине:
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная
Разлилась ты вдаль и вширь».

В настоящее время песня олицетворяет собою Кубань.
Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака. Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. Очень любили казаки воспевать в песне нее только родной край, но и удаль молодецкую
И сегодня мы вам предлагаем вместе с детьми попеть и поиграть.
Маленькие казаки покажут мамам(папам) удаль молодецкую, а маленькие казачки – свою красоту и грацию.
 Песня игра «Удалы казаки».


Ведущий (взрослый) И сегодня мы с ребятами приготовили вам небольшой сюрприз.
(декорацииказачья хата, хоз. двор, казак сидит и подбивает сапог)


Ведущий:Казачью сказку слушать, что мед ложкой кушать. Стоит в привольной степи хата, живет в ней казак с казачкой, а по дороге бежит лиса. Хвост к земле, нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Притаилась лиса, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
Лиса: - Бог в помощь добрый человек.
Казак: - Куда путь держишь?
Лиса: - Иду издалека, да со шляха сбилась, обходить, сил нет. Отвори ворота, пройду напрямик к околице.
Ведущий: Поверил казак лисе, отворил ворота:
Казак: - Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
Лиса:- До птицы ли мне? Еле ноги волоку.
Ведущий: А казак опять за свое дело – что время терять? Слышит, птичий переполох. Что такое? - думает. - Кто потревожил птицу? Подскочил к воротам, видит, через гумно лиса бежит с петухом в зубах.
Казак: - Ах ты, обманщица окаянная!
Лиса: - Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок за петушка!
Казак: - Я те вязы - то скручу!




Ведущий: И собаку на нее.
Казак: - От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Ведущий: Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Цепко держит за кабаржинку собака. Тут хитростям лисы конец. А казаку надоело дома сидеть, и пошел он счастье искатьВидит: стоит в поле шатер.

Казак: - Не мое ли счастье здесь? А ну выходи, покажись, кто в шатре? Добрый человек или ворог лютый? С чем пожаловал на родную сторонку?
Ведущий: И выходят из шатра Шамаханские царицы.
(танец Шамаханских цариц)







Ведущий: Очаровали Шамаханские царицы казака, и уснул он крепким сном. Спит казак день, и два, и три. Снится ему сон о сторонушке родной, да нет сил, проснуться, крепки чары Шамаханских цариц. Помогите ребята, разбудить казака.
(дети шумят, кричат, стучат, а казак не просыпается)
Ведущий: Дам – ка я ему понюхать кисет с кубанскими травами степными, может они ему напомнят о родной сторонушке,
(подносит казаку мешочек с травами: чабрецом, зверобоем, мятой, предварительно дав понюхать зрителям.


 (Казак нюхает, потягивается)
Казак: - Ох! И долго же я спал! Пора и путь домой держать.
Ведущий: Пошел казак в путь – дороженьку. Долго ли, коротко ли, встретились ему на пути Турецкий паша и Вельможный пан. Встретились и между собой повели речь.
Вельможный пан: - А ну - ка скажи, казачок, что на свете всего милее?
Ведущий: А Турецкий паша гладит рукой брюхо и говорит:
Турецкий паша: - Чего тут думать? На свете всего милее жирный плов из риса с бараниной. Его ешь, и пальцы оближешь.


Ведущий: Засмеялся Вельможный пан:
Вельможный пан: - А для меня, нет ничего милее на свете чем дорогие камни. Смотришь на них, и по всему телу побежит огонь, радостно становится сердцу.

Ведущий: Слушал их казак и говорит:
Казак: - Вижу я, что один из вас обжора, а другой жадный да скупой. Всего милее на свете - родная земля, с ее широкими степями, дремучими лесами, высокими горами, и быстрыми реками. На чужой стороне мне и жирный плов не пойдет в горло, и камни драгоценные не нужны. А на родной земле, корку хлеба съем,- и сыт буду, воды попью, и другого ничего мне не надобно.

Ведущий: Больше с ними не стал казак терять даром слов и дальше пошел своею дорогой. Пришел казак к своему куреню.
Казак: - Здорово ночевала, хозяйка!
Хозяйка: - Слава богу!
Ведущий: Обнялись они и зажили долго и счастливо. Тут и сказки конец, а мне квасу корец.




(Все участники кланяются под песню «Марусенька»)

Ведущий: Вы все конечно же услышали песню Марусэнька – с восточными мотивами, эта песня казаков – некрасовцев, про которых я вам сейчас расскажу.
Давным-давно жил донской казак. Звали его Игнат Некрасов. Недоволен был Игнат Некрасов царским правлением. Мол, обижает царь казаков. Стали казаки трудно и бедно жить. Собрал Игнат Некрасов отряд из донских казаков и повел их против царского войска. Но, силы были неравные, и царское войско жестоко расправилось с казаками.

После подавления восстания, спасая оставшихся казаков, Игнат Некрасов увел их вместе с семьями, пожитками, оружием и конями с Дона на Кубань.
Но, и там войска царя не давали казакам спокойно жить: обрабатывать землю и растить детей. Поэтому, казаки уходили все дальше и дальше за море, в Турцию. Там и начали новую жизнь на берегу озера, близ Мраморного моря. Там они пахали землю и ловили рыбу.

Казаки избрали Игната Некрасова своим атаманом и стали называть себя некрасовцами. Так в Турции образовалась община некрасовских казаков.
 Жители Турции относились к общине некрасовских казаков по-доброму. Очень уважали их за честность и трудолюбие. И, конечно, в общине были свои законы, которые каждый казак, каждая казачка и каждый казачонок должны были непременно соблюдать. И если кто-то нарушал эти законы, то их строго наказывали. Законы, которые написал Игнат Некрасов, помогли казакам выжить на чужой земле, сохранить свой язык, свою культуру и традиции.

Но шло время. Сменялись люди, сменялись атаманы. И однажды, пришли казаки к своему атаману с просьбой покинуть Турцию и вернуться на родину в Россию.

Не сразу некрасовским казакам удалось вернуться на родину. Несколько лет шли переговоры с Россией. И вот, наконец, теплоход под названием «Грузия» отплыл от турецких берегов и привез в российский порт ровно тысячу казаков. Для всех казаков это было большой радостью. Взрослые пели, а дети играли, уже на родной земле. Хотите поиграть в казачью игру?


(Проводится игра)
«Курень» - 8 взрослых и 8 детей.
В разных концах зала ставятся четыре стула, на которых лежат платки. Дети образуют вокруг стульчиков круги. Под веселую музыку все пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

Много мы говорили о нашем крае, о славной кубанской земле, о больших урожаях. И всё это благодаря нашему трудолюбивому кубанскому народу, ведь только тем, кто трудится, да не лениться, дарит земля своё богатство. Кубанский народ умел и умеет не только трудиться, землю свою защищать, но и умеет повеселиться.
Черноморские казаки, выходцы из запорожских, хоть и были воинами, но вели все же более праздный образ жизни. Отсюда в музыкальной культуре у них преобладают веселые, шуточные песни.
Казаки пели семьями в будни, освободившись от забот и трудов, пели целыми хуторами на праздниках. Песни не просто пели, а «играли». «Играть» песню, то есть разыгрывать какой-то сюжет в лицах – в обычае кубанцев на гуляньях и праздниках. 
И одна из таких шуточно – игровых песен называется «Чёрный баран».
Как написано в разных источниках эта песня – игра считается не только кубанской, а также украинской народной, русской народной и даже мордовской.
И конечно же мы в неё поиграем.
Песня-игра с детьми и родителями: «Чёрный баран».

Ведущий: Наши дети уже показали вам свой сюрприз, теперь наши родители покажут детям, небольшую сценку.
Вызываются 2 человека, им даётся текст. Родители за кулисами готовятся к сценке
Сценка «Две кумы»
1.     Здорово, кума!
2.     На базаре была!
1.     С ярмаркой поздравляю!
2.     Петуха купила!
1.     Ты, что, кума, глуха?
2.     Хочу жареного петуха! (Расходятся, под музыку обходят зал)
1.     Здорово, кума!
2.     На рынке была!
1.     Никак ты, кума, глуха?
2.     Купила курицу, да петуха!
1.     Прощай, кума!
2.     Пять алтын дала. (Расходятся)
1.     Добрый день, кума! Послушай!
2.     Муженьку несу покушать!
1.     Эй, кума, ты что глуха?
2.     Жареного петуха!  (Расходятся)


Ведущий: А пока наши актёры готовятся, мы поиграем в игру.
Игра «Нарисуй песню»



На мольбертах стоят листы, на обратной стороне листа написано название песни и несколько строк. Родитель с ребёнком должен нарисовать песню, а остальные угадать. После того как песня разгадана все вместе поют первый куплет.
После игры проводится сценка родителей.

Ведущий: Пожалуй, ни в одном уголке нашей страны, ни в какой другой области, ни в каком другом крае нет такого песенного своеобразия, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское раздолье, задумчивая лиричность и весёлая распахнутость, задушевность и мягкость, и добрая усмешливость над собой и близкими. И язык кубанской песни представляет собой сплав русского и украинского. Это не чисто русский язык, и не чисто украинский, а «кубанский». Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону – кубанскую песню. И здесь, на благодатной кубанской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись адыгейские, кабардинские, лесгинские, черкесские мелодии.
Много песен сегодня прозвучало в нашей гостиной. Песенной нитью с давних времён переплетаются песни через поколения. Так давайте все вместе сплетём эту песенную паутину.
Игра с родителями песенная нить.
Участники стоят в кругу. У первого в руках клубок. Оставляя конец нити участник поёт песню и перебрасывает клубок следующему игроку и т. д.






Ведущий: Ну какие же песни без танца, вам предлагаю всем выйти в наш зал и пуститься в задорный пляс.
Попурри кубанских песен.

Нашу гостиную мы назвали «Солнечный край» 

Солнце — символ жизни. Подсолнух — самый «солнечный» цветок. Из семечки — в росток, из ростка — в стебель, из стебля — в цветок... И все время — глядя на Солнце!!! Мы всегда улыбаемся ему, а он улыбается Солнцу. Так давайте же сегодня все вместе создадим символ нашей творческой гостиной - большой солнечный подсолнух, на лепестках которого вы можете написать свои пожелания. 










Комментариев нет:

Отправить комментарий