«История казачьего быта»
Конспект НОД в старшей группе
Программные
задачи: Обогатить,
систематизировать знания детей о родном, крае: название, историческое прошлое.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе
жизни, традициях, ремёслах. Расширить, представления детей о быте и культуре
Кубанского казачества. Воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским
традициям, гордость за своих предков.
Активизировать
в речи детей слова: глэчик,
макитра, хата, рушник, красный угол, колыбель, учить понимать их значение.
Предварительная работа: Рассматривание старых фотографий с
изображением прабабушек, дедушек и прапрабабушек и прапрадедушек детей,
подборка иллюстраций, мультимедийное сопровождение, заучивание пословиц и
поговорок о казаках.
Материалы
и оборудование:
Иллюстрации и фотографии быта казаков.
Ход
занятия
Педагог: Среди просторов нашей большой страны есть край, где
ты живешь, где твой родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты
не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.
-Ребята как называется край, в котором мы с
вами живём? (Краснодарский). -А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).
- А как
называется станица, в котором мы живем? (Елизаветинская)
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня
речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани.) Правильно ребята, мы с вами
проживаем на самой богатой земле Российской Федерации - Кубани. Жить на Кубани
и не любить этот удивительный край нельзя.
Ты был на
Кубани? А ты побывай.
Отличные
люди, Прославленный край!
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как
землю ворочают плугом
Как хлеб
убирают, как накрывают,
Как в
горнице гостя у нас угощают.
Веселые
окна, открытые ставни,
Дымок над
трубою, как выстрел недавний.
Люблю тебя,
край мой, простор краснодарский,
И труд
хлебороба, и песни, и пляски.
Сегодня я
хотела бы познакомить вас с бытом наших предков, кубанских казаков. Из
поколения в поколение передавались нам традиции от наших любимых бабушек,
прабабушек, дедушек и прадедушек, но самое главное все, что создавалось веками,
не забыто и мы с вами может познакомиться с историей нашей родины.
Педагог: Ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг
и поприветствовать друг друга.
Здравствуй,
небо голубое, (руки к небу)
Здравствуй,
солнце золотое, (ладони крестиком)
Здравствуй,
вольный ветерок, (руки над головой)
Здравствуй,
маленький дубок. (руки вниз)
Мы живем в
одном краю (руки друг другу)
Я тебя,
приветствую. (поклон)
А теперь мы
с вами отправимся в прошлое и попадем на казачье подворье наших дальних-дальних
предков, в хату, в которой могла жить казачья семья. Ребята у всех вас есть
мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие и
дорогие люди Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним
словом?
Дети: Родственники, предки.
Педагог: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы,
бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до
них. И вот сегодня мы с вами побываем в хате, в которой живёт казачья семья, и
увидим некоторые предметы быта, которыми пользовались наши дальние предки.
Большая казачья семья строить друг другу дома помогала. Их хатами, мазанками
все называли. (Показ мультимедийных файлов) Казачьи усадьбы на Кубани
назывались подворьями. Казачье подворье состояло из хаты, летней печи, колодца
и хозяйственных построек – сараев для овец, коров, конюшень, погребника.
Богатые казаки имели одну или несколько ветряных и водяных мельниц.
Строительство
хаты - это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, это дело
коллективное, в нем принимали участие большая часть населения станицы, хутора.
Дом казака устраивался обыкновенно в две комнаты. Крыша из камыша, соломы. Дом
обязательно обмазывался глиной и белился. Издавна повелось в станице - каждый
молодой хозяин строил себе хату. Ничто так ярко не отражало характер и
хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы
безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Усадьба
огорожена плетённой изгородью. Казаки плели свои заборы- из виноградной лозы
или гибких ветвей деревьев. В подворье находились колодец, летняя печь, сараи,
помещение для скота, «погребник». В подворьях держали : курей, гусей, уток,
овец, коров.
- Как вы
думаете для чего? (Ответы детей)
Правильно, домашнюю птицу держали для мяса, яиц, пуха. Из пуха делали подушки,
перины. Корова с первых лет нашей жизни кормила и кормит до сих пор нас
полезными молочными продуктами. А теперь давайте перенесемся во внутреннее
убранство хаты. Как правило, в хате было две комнаты – великая или чистая
половина и малая хата. В великой - стояла изготовленная на заказ мебель, шкаф
для посуды, горка или угольник, сундуки. Центральным местом был «красный угол»
или «Божница» в который, состояли одна или несколько икон. Одной из популярных
икон на Кубани был образ Николая Чудотворца. Красный угол украшался рушником и
бумажными цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда
молились или на большие праздники.
Педагог: А кто знает, что такое рушник? (Ответы детей)
Молодцы. На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с
корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают
корни у цветка? Цветы? Бутоны?
Дети: Бабушка и дедушка, мама и папа, дети.
Педагог: Молодцы. В крепкой казачьей семье всегда уважали
стариков, берегли родителей и любили детей. Еще одной очень распространённой
деталью интерьера были фотографии на стене. Фотографировались по особым
случаям. Как вы думаете по каким? (Ответы
детей) Правильно свадьба, похороны проводы на войну.
В казачьих
семьях глава семьи казак. Как, по-вашему, чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле,
защищает границу от врагов) Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:
Дети: - Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак в
беде не плачет.
- Казак сам
голодает, а конь его сыт.
- Терпи
казак - атаманом будешь.
- Казаку
честь-родину беречь.
- Казачьему
роду-нет переводу.
- Где казак
- там и слава.
Педагог: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы
про казаков. Кто из вас знает, как называли жену казака? (Казачка) Чем же она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила
еду, пекла хлеб) Казачка готовила еду для своего мужа. Кто из вас знает, в
чем готовили еду? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, в чугуне, он был тяжелый, каша в нем
очень вкусная получалась. (Рассмотреть
чугун) Вот перед вами глиняный сосуд, который называется глэчик - в нем
хранили молоко (Рассмотреть глэчик).
Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто, а посуда, в которой замешивают тесто
называлась макитра - это горшочек из глины (Рассмотреть
макитру).
Педагог: Ребята, самое главное в казачьей хате - это
печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.
А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская
печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в
холодное время года спали на печи, на её лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У
каждого в доме была большая печь с лежанкой. А к празднику казачки пекли
каравай. А летом пользовались печью стоявшей во дворе, чтобы в хате жару не
было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и
ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи». Ели казаки за
деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту
была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие
подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле
кровати родителей находилась колыбель. (Рассмотреть
колыбель подвешенную к протолку). Она обычно передавалась из поколения в
поколение и служила много лет.
Детей у
казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Дети
помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот. Уважение к
старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей
детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись
разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что
старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали,
заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Проводится игра «Звонок».
Дети встают
в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках
колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он
должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него
веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы
сегодня узнали, как жили казаки, и был устроен их быт много лет тому назад,
узнали много новых слов. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
Кубань - это наш родной край и мы должны знать его историю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий