Посвящение в
казачата.
Сценарий
развлечения для подготовительной группы.
(декорации казачьего подворья, выходит Хозяйка).
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
(В зал заходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах).
Хозяйка: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!
Будьте как дома, присаживайтесь!
(В зал заходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).
Атаман: Слава Кубани!
Все казаки (хором): Героям слава!
Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!
Хозяйка: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рада тебя видеть в своём курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?
Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?
Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!
Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!
Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить!
Атаман: Ну, що там у тебя, малец, нагорело? Говори!
Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат!
(Передаёт Атаману свёрнутое Прошение).
Атаман: Добре, счас прочтём! О чём таком просят наши хлопцы тай девчата.
(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!»
Ну, шо сказать? Достойное Прошение составили!
А ну-ка покажитесь, яки вы гарны, всех увидеть хочу!
(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, ведут хоровод).
Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете?
1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко.
2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь.
1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.
2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя.
Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?
1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман!
Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!
(Дети исполняют старинную казачью песню)
(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, ведут хоровод).
Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете?
1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко.
2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь.
1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.
2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя.
Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?
1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман!
Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!
(Дети исполняют старинную казачью песню)
«На горе-то калина».
2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости!
2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости!
Атаман: Хорошо. Где мой
есаулец? Неси мешки!
(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди).
Хозяйка: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба!
Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну!
Песня «Удалые казаки.»(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди).
Хозяйка: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба!
Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну!
(Хозяйка запевает казачью песню. Начиная со 2-го куплета поют все дети, вместе с Хозяйкой и Атаманом).
Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши старинные казачьи песни! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой!
1-й мальчик: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску, дай казачью кадриль закрутить!
Атаман: Хозяюшка дорогая! Разрешишь кадриль? Земля у тебя не провалится, когда казаки в пляс пойдут?
Хозяйка: Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске!
Атаман: Айда, братья-казаки в пляс!
Танец: «Люблю я казаченьку»
(Под музыку старинной казачьей песни исполняется казачья кадриль, парами, мальчик с девочкой).
Атаман: Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл!
Атаман: А теперь время пришло хлопцев испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все мои загадки!
(Атаман заправляет концы своего башлыка под ремень, выходит на середину сцены).
Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка?
(Один из мальчиков отвечает Атаману).
Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела.
Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину?
(Один из мальчиков отвечает Атаману).
Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить.
Хозяйка: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять! Становитесь в хоровод – впереди казак Федот!
(Все дети становятся в круг, исполняется старинная казачья песня «Трава, моя, трава» - 3 куплета).
Хозяйка: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Ульянка, начинай!
(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек)
Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
Атаман: Ну, шо хлопцы зажурылись? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должон быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьём заливаются, зато они рубать лозу не умеют. А мы им счас покажем, шо такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!
(Исполняется игровой элемент «Рубка лозы». Затем Хозяин и один из мальчиков имитируют сабельный бой. Всё это происходит под музыку).
Атаман:Как на ваш погляд, лихо казаки рубились?
Дети: Добре! Лихо! Молодцы!
Атаман: Вот и я так разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт!
Хозяйка: Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов!
Атаман: Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить своё атаманово слово, наш казачий наказ!
Хозяйка: Тихо всем! Атаман гутарить будет!
(Атаману подносят наказ, написанный на большом свёрнутом листе бумаги, он разворачивает и громко читает):
Атаман: «Казачьему роду – нет переводу!
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки!
Казаком надо не родиться,
Казаком надо стать!
Казаком быть – значит Родину любить!
Первое дело для казака – землю родную беречь!»
(Обращается к детям):
Вот, дети мои, древний наказ наших предков-казаков, его должен знать и в сердце своём хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять!
(Затем Атаман обращается к мальчикам):
Повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы:
«Слава Кубани, героям слава!
Клянусь, что буду верным сыном матушки – России!
Клянусь, что не подведу братьев – казаков!
Клянусь, что буду чтить заветы наших предков –
Кубанских казаков!
(Мальчики, все вместе, повторяют вслед за Атаманом).
Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!
Хозяйка: И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю!
Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.
Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!
Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман!
Атаман: На прощание, станичники мои дорогие, давайте споём нашу казачью песню, а казачата пусть подпевают!
Комментариев нет:
Отправить комментарий