воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Традиции и быт кубанских казаков.«Сказ про то, как казак Тимофей счастье искал»

«Сказ про то, как казак Тимофей счастье искал»
Сценарий спектакля по мотивам казачьих сказок
Цель: посредством театрализованной деятельности познакомить детей с казачьими сказками.
Задачи: приобщать детей к традициям казачества: устному творчеству.
Воспитывать гордость и любовь к Родине.
Роли: 
казак Тимофей
казачка-хозяйка
Вельможный пан 
Турецкий паша 
Лиса
Шамаханские царицы
Ведущий (взрослый)
(декорацииказачья хата, плетень, хоз. двор, казак сидит и подбивает сапог)
Ведущий:Казачью сказку слушать, что мед ложкой кушать. Стоит в привольной степи хата, живет в ней казак с казачкой, а по дороге бежит лиса. Хвост к земле, нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Притаилась лиса, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
Лиса: - Бог в помощь добрый человек.
Казак: - Куда путь держишь?
Лиса: - Иду издалека, да со шляха сбилась, обходить, сил нет. Отвори ворота, пройду напрямик к околице.
Ведущий: Поверил казак лисе, отворил ворота:
Казак: - Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
Лиса:- До птицы ли мне? Еле ноги волоку.
Ведущий: А казак опять за свое дело – что время терять? Слышит, птичий переполох. Что такое? - думает. - Кто потревожил птицу? Подскочил к воротам, видит, через гумно лиса бежит с петухом в зубах.
Казак: - Ах ты, каналья, обманщица окаянная!
Лиса: - Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок за петушка!
Казак: - Я те вязы - то скручу!
Ведущий: И собаку на нее.
Казак: - От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Ведущий: Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Цепко держит за кабаржинку собака. Тут хитростям лисы конец. А казаку надоело дома сидеть, и пошел он счастье искатьВидит: стоит в поле шатер.
Казак: - Не мое ли счастье здесь? А ну выходи, покажись, кто в шатре? Добрый человек или ворог лютый? С чем пожаловал на родную сторонку?
Ведущий: И выходят из шатра Шамаханские царицы.
(танец Шамаханских цариц)
Ведущий: Очаровали Шамаханские царицы казака, и уснул он крепким сном. Спит казак день, и два, и три. Снится ему сон о сторонушке родной, да нет сил, проснуться, крепки чары Шамаханских цариц. Помогите ребята, разбудить казака.
(дети шумят, кричат, стучат, а казак не просыпается)
Ведущий: Дам – ка я ему понюхать кисет с кубанскими травами степными, может они ему напомнят о родной сторонушке,
(подносит казаку мешочек с травами: чабрецом, зверобоем, мятой, предварительно дав понюхать зрителям.
 (Казак нюхает, потягивается)
Казак: - Ох! И долго же я спал! Пора и путь домой держать.
Ведущий: Пошел казак в путь – дороженьку. Долго ли, коротко ли, встретились ему на пути Турецкий паша и Вельможный пан. Встретились и между собой повели речь.
Вельможный пан: - А ну - ка скажи, казачок, что на свете всего милее?
Ведущий: А Турецкий паша гладит рукой брюхо и говорит:
Турецкий паша: - Чего тут думать? На свете всего милее жирный плов из риса с бараниной. Его ешь, и пальцы оближешь.
Ведущий: Засмеялся Вельможный пан:
Вельможный пан: - А для меня, нет ничего милее на свете чем дорогие камни. Смотришь на них, и по всему телу побежит огонь, радостно становится сердцу.
Ведущий: Слушал их казак и говорит:
Казак: - Вижу я, что один из вас обжора, а другой жадный да скупой. Всего милее на свете - родная земля, с ее широкими степями, дремучими лесами, высокими горами, и быстрыми реками. На чужой стороне мне и жирный плов не пойдет в горло, и камни драгоценные не нужны. А на родной земле, корку хлеба съем,- и сыт буду, воды попью, и другого ничего мне не надобно.
Ведущий: Больше с ними не стал казак терять даром слов, сел на коня, плетью тронул и дальше поехал своею дорогой. Приехал казак к своему куреню.
Казак: - Здорово ночевала, хозяйка!
Хозяйка: - Слава богу!
Ведущий: Обнялись они и зажили долго и счастливо. Тут и сказки конец, а мне квасу корец.


(Проводятся игры)
«Курень»
В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).
«Достань платок!»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий