«Сказ про
то, как казак Тимофей счастье искал»
Сценарий
спектакля по мотивам казачьих сказок
Цель:
посредством театрализованной деятельности познакомить детей с казачьими сказками.
Задачи:
приобщать детей к традициям казачества: устному
творчеству.
Воспитывать гордость и любовь к Родине.
Роли:
казак Тимофей
казачка-хозяйка
Вельможный пан
Турецкий паша
Лиса
Шамаханские царицы
Ведущий (взрослый)
(декорации: казачья хата, плетень, хоз.
двор, казак сидит и подбивает
сапог)
Ведущий:
- Казачью сказку слушать, что мед
ложкой кушать. Стоит в привольной степи хата, живет в ней казак с казачкой, а по дороге
бежит лиса. Хвост к земле, нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак
сидит, сапоги тачает. Притаилась лиса, а глаза во дворе. За плетнем куры
в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают.
Облизнулась лиса и захромала. Подлезла к казаку и
жалобно запричитала:
Лиса: -
Бог в помощь добрый человек.
Казак: - Куда путь
держишь?
Лиса: -
Иду издалека, да со шляха сбилась, обходить, сил нет. Отвори ворота, пройду
напрямик к околице.
Ведущий:
Поверил казак лисе, отворил ворота:
Казак: - Проходи, да
поаккуратнее, птицу не всполоши.
Лиса:- До
птицы ли мне? Еле ноги волоку.
Ведущий:
А казак опять за свое дело –
что время терять? Слышит, птичий переполох. Что такое? - думает. - Кто
потревожил птицу? Подскочил к воротам, видит, через гумно лиса бежит с петухом
в зубах.
Казак: - Ах ты, каналья,
обманщица окаянная!
Лиса: -
Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок за петушка!
Казак: - Я те вязы - то
скручу!
Ведущий: И
собаку на нее.
Казак: - От моей собаки ни
один зверь не уходил, а ты и подавно.
Ведущий:
Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Цепко держит за
кабаржинку собака. Тут хитростям лисы конец. А казаку
надоело дома сидеть, и пошел он счастье
искать. Видит: стоит в поле шатер.
Казак: - Не мое ли счастье здесь? А ну выходи,
покажись, кто в шатре? Добрый человек или ворог лютый? С чем пожаловал на
родную сторонку?
Ведущий: И
выходят из шатра Шамаханские царицы.
(танец Шамаханских
цариц)
Ведущий:
Очаровали Шамаханские царицы казака,
и уснул он крепким сном. Спит казак
день, и два, и три. Снится ему сон о сторонушке родной, да нет сил,
проснуться, крепки чары Шамаханских цариц. Помогите ребята, разбудить казака.
(дети шумят, кричат, стучат, а казак не просыпается)
Ведущий:
Дам – ка я ему понюхать кисет с кубанскими травами степными, может они ему
напомнят о родной сторонушке,
(подносит казаку мешочек с травами:
чабрецом, зверобоем, мятой, предварительно дав понюхать зрителям.
(Казак нюхает, потягивается)
Казак: - Ох! И долго же я
спал! Пора и путь домой держать.
Ведущий:
Пошел казак в путь – дороженьку. Долго
ли, коротко ли, встретились ему на пути Турецкий паша и Вельможный пан.
Встретились и между собой повели речь.
Вельможный пан: -
А ну - ка скажи, казачок, что
на свете всего милее?
Ведущий: А
Турецкий паша гладит рукой брюхо и говорит:
Турецкий паша: -
Чего тут думать? На свете всего милее жирный плов из риса с бараниной. Его ешь,
и пальцы оближешь.
Ведущий:
Засмеялся Вельможный пан:
Вельможный пан: -
А для меня, нет ничего милее на свете чем дорогие камни. Смотришь на них, и по
всему телу побежит огонь, радостно становится сердцу.
Ведущий:
Слушал их казак и говорит:
Казак: - Вижу я, что один
из вас обжора, а другой жадный да скупой. Всего милее на свете - родная земля,
с ее широкими степями, дремучими лесами, высокими горами, и быстрыми реками. На
чужой стороне мне и жирный плов не пойдет в горло, и камни драгоценные не нужны.
А на родной земле, корку хлеба съем,- и сыт буду, воды попью, и другого ничего
мне не надобно.
Ведущий:
Больше с ними не стал казак
терять даром слов, сел на коня, плетью тронул и дальше поехал своею
дорогой. Приехал казак к своему
куреню.
Казак: - Здорово ночевала,
хозяйка!
Хозяйка: -
Слава богу!
Ведущий:
Обнялись они и зажили долго и счастливо.
Тут и сказки конец, а мне квасу корец.
(Проводятся игры)
«Курень»
В разных концах зала
ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг
стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут
врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль
и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).
«Достань платок!»
Двое ведущих держат в
поднятых руках шашки (игрушечные, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по
два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С
окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль.
Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает
танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль
можно заменить кубанкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий