вторник, 3 октября 2017 г.

Традиции и быт кубанских казаков. Творческий проект: Театрализация кубанских сказок.

Театрализация кубанских сказок как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: Нравственное воспитание подрастающего поколения - на мой взгляд, одна из основных задач общества. Ребёнок, приходит в сложный многогранный мир маленькой личностью, со своим характером и амбициями. Сколько нового ему предстоит узнать и изведать. И тогда маленький человек встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др.
Опыт работы показывает, что большая часть музыкально - литературного материала, изучаемого на музыкальных занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Целесообразно использовать не только книжную тематику, но и использовать в работе региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни, обогащать словарь детей старшего дошкольного возраста, дать им возможность почувствовать колорит речи казаков.
Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она является первым звеном той цепочки, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями и со всем человечеством в целом. Сказки всегда искренние, очень мудрые и поучительные. Они высоко поэтичны и нравственны. Сказки помогают ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления, развить коммуникативные навыки.
Востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение ее возрождения, особенно в регионах России, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого, и одним из таких регионов стала Кубань.
Таким образом,  актуальность выбранной темы проекта обусловлена с одной стороны важностью и необходимостью ознакомить детей с традициями и культурой  родного края , формирование у детей интеллектуального, творческого, музыкального, нравственного развития личности посредством кубанских казачьих сказок, обогащения внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста через музыкально - игровые композиции, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: развитие у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
Предмет объекта: театрализация кубанских казачьих сказок.
Цель проекта: Развитие нравственных качеств старших дошкольников посредством театрализации кубанской сказки. Приобщение дошкольников к традициям кубанского народа и воспитание любви к родному краю. Расширение знаний детей о быте кубанских казаков.
Задачи проекта:
- Изучить потребности и желания детей в выборе произведения для
театрализованной постановки.
- Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике.
- Вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в театрализации.
- Развить творческие способности: выразительность речи, музыкально - ритмические движение, изобразительные навыки.
- Провести цикл занятий и мероприятий по теме: "Традиции и быт кубанских казаков"
- Подготовить совместными усилиями детей и родителей праздника "Кубанская ярмарка"
- Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта театрализации кубанских сказок.
Реализация поставленных задач решается через различные виды детской деятельности:
- игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- восприятие художественной литературы и музыкального фольклора;
- музыкальную (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ;
- двигательную (овладение основными музыкально - ритмическими движениями).
Термин выполнения: 9 месяцев (сентябрь - май).
Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
1 этап - Подготовительный.
Цель: Изучить педагогическую литературу по данному направлению.
Подборка программно - методического обеспечения :
- музыкальный(песни кубанских казаков, подборка музыки для музыкально - ритмических движений, музыкальные игры);
- наглядный (репродукции картин, фотографии памятников города, предметы быта казаков, видеоматериалы);
 - литературный (Кубанские казачьи сказки и сказы, потешки, пословицы и поговорки).
На данном этапе была выявлена проблема совместимости различных видов деятельности в театрализации сказок и постановки спектаклей. Ведь по большому счету театрализация - это не только разучивание текста по ролям, а вживание в образ. Дети должны прочувствовать характер своих героев, разобраться в нравственной стороне вопроса. А осуществить это можно через восприятие музыки, исполнение песен к данной постановке, разучивание музыкально - ритмических постановок. Изучив литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что чаще всего весь материал мы даём детям разрозненно, то есть на одном утренники мы поставим сценку, а на празднике "Кубанская ярмарка" - покажем танец. Но как мы знаем, у детей дошкольного возраста целостное восприятие и только сочетание всех видов деятельности помогут нам добиться поставленных целей. Таким образом, было принято решение разработать свой вариант образовательной деятельности в рамках проекта театрализации кубанских сказок как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап - Основной.
Во время проекта нами было запланировано решение следующих задач.
1. Образовательные:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории и культуре родного края.
- Расширять представления детей о литературном и музыкальном фольклоре.
- Побудить детей к театрально - игровой деятельности.
2. Развивающие:
- Развивать творческие способности детей: выразительность речи, музыкально - ритмические движение, изобразительные навыки.
- Развивать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы посредством театральной игры.
- Развивать артистические способности детей, способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
3. Воспитательные:
- Воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
-  Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
-Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
3 этап - Заключительный.
Заключительный этап представляет собой:
1. Сбор информации:
- о качестве реализации проекта педагогами
- об уровне усвоения детьми, предлагаемых материалов проекта
- выявление причин, пробелов, отставаний, тормозящих в реализации задач проекта
2. Диагностика театрализованной деятельности. Под этим понятием подразумевается:
- легко ли дети усваивают литературный и музыкальный материал.
- эмоциональное раскрепощение детей.
- могут ли дети применять изученный материал вне музыкальных занятий.
- развитие нравственных качеств у детей.
Разработан план подготовки и осуществления проекта.
Содержание
Сроки проведения
1. Постановка целей и задач.
2. Самообразование, подбор литературного, наглядного, музыкального материала, изучение интернет ресурсов, изучение книжного материала.
3. Проведение опроса среди родителей в форме анкетирования.
4. Обработка результатов анкетирования.
Июль
1. Подготовка методических материалов.
2. Подбор Кубанских казачьих сказок для чтения в группе.
3. Разработка сценариев для театрализации.
4. Постановка танцевальных композиций.
5. Подбор песенного материала для изучения на занятиях.
6. Консультация для педагогов: "Посредством чего ребёнок может выражать свои чувства и эмоции?"
Август
1.     Начало реализации проекта. В экспериментальных     группах проводится образовательная деятельность по разработанным материалам.
2. Консультация для родителей: "Почему нужно знать историю своего края."
Сентябрь
 Проведение музыкального развлечения вместе с родителями для детей старшей и подготовительной групп: "Ярмарка на Кубани. Что нам осень припасла?"
Октябрь
Казацкая сказка "Как казак на базар ходил"
Г. Прокопьева.
Ноябрь
Спектакль для детей и родителей в детско – родительском клубе «Росток».
Декабрь
Театрализация сказки: "Как казак Тимофей счастье искал."
Январь
 Проведение музыкального развлечения "Масленица на Кубани"
Февраль
Казацкая сказка "Про Василька и серого волка" Т. Кулик
Март
Проведение праздника совместно с родителями "Посвящение в казачата"
Апрель
1. Заключительный этап, подведение итогов.
2. Корректировка перспективного плана, форм и организации театральной деятельности.
Май
Обеспечение высокой эффективности образовательной деятельности на музыкальных занятиях может быть достигнут только при совместном содружестве педагога, ребёнка и конечно же родителя. Я думаю каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка "правильно", чтобы ребёнок вырос гармонично-развитой личностью.
По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Надо стремиться развивать в ребёнке и то и другое. К сожалению, современные родители чаще всего, пренебрегают эмоциональным воспитанием, отдавая предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. «Опасность не в том, что машины начнут думать как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина! » – профессор Г. Суворов. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – Д. Б. Кабалевский.
Ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов деятельности, начинает по-новому рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Воспитать цельную личность – нелёгкая задача. Для этого необходимы условия: наличие педагога и наличие среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик ребёнка. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия, активно участвовать в художественном самовыражении. Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задания. Радость творчества, активное взаимоотношение со взрослым уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает театрализация. Она рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение со взрослым. Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Однако, театрализация сказок не должна сводится к подготовке выступления. Педагоги в театрализованных сценках могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Дети станут более естественно и непринуждённо включатся в действие, перенимая опыт взрослого. Целесообразно каждый раз предлагать нескольким детям передавать один и тот же образ персонажа, а иногда – всем одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.
От маленькой сценки до объёмной сказки активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Список литературы:
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка, М. Просвящение, 1988
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192 с.
Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков.2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008. – 80с.
Маркова В. А., Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Краснодар; Традиция 2007
Кенеман А. В. Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры».-М. ; Просвещение 1995 г.
Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный подход. Сфера, 2007. – 144с. http://eab.clan.su/index/batkiny_skazki_kubanskie_kazachi_skazki/0-4
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-3c0b65625a3ac79b5d53b89421306c37.html


Приложение.
Перспективный план музыкальных занятий по теме: "Театрализация кубанских сказок как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста."
Старшая группа.
Сентябрь
НОД «Казачья хата.»

Октябрь
НОД «Традиции и быт кубанского казачества.»

Ноябрь
НОД «История казачьего быта.»

Декабрь
НОД «Кубанские народные игры.»

Январь
НОД «На Кубани мы живём.»

Февраль
НОД «Умелые казачата.»

Март
НОД «Шутка в кубанской песне»

Апрель
НОД «Дедушкина наука.»



Перспективный план музыкальных занятий по теме: "Театрализация кубанских сказок как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста."
Подготовительная группа.
Сентябрь
НОД «Гимн, герб и флаг Кубани.»

Октябрь
НОД «Казачьи забавы.»

Ноябрь
НОД «Ознакомление с кубанской сказкой»

Декабрь
НОД «Как казак Тимофей счастье искал.»

Январь
НОД «Колядки.»

Февраль
НОД «Посвящение в казачата.»

Март
НОД «Частушки.»

Апрель
НОД «Птицы Краснодарского края.»






















Комментариев нет:

Отправить комментарий