«Дедушкина наука»
Конспект музыкального занятия
Цель:
Воспитывать любовь к малой Родине через знакомство с традициями и образом жизни
казачьей семьи, расширять знания о взаимоотношениях между старшим и младшим
поколением. Воспитывать уважение к старшим
людям, родным; учить детей заботиться
о пожилых людях, оказывать им посильную помощь. Воспитывать интерес к прошлому
своей семьи.
Ход занятия:
(Чтение стихотворение М.
Пляцковский «Мой дед»).
Если вдруг придется туго,
Друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга,
Потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям
Держим путь на стадион,
Я люблю пломбир с вареньем,
А мультфильмы любит он.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Краны, спутники и пушки
Разбросал я по углам.
Дед приносит мне игрушки,
А играет в них он сам.
Батальоном оловянным
Дед командует: «Вперед!» -
И ведет к далеким странам
Мой бумажный пароход.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Лыжи мы купили с дедом,
На снегу они скрипят.
Я плетусь за дедом следом
На виду у всех ребят.
Не могу понять я все же,
Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Если вдруг придется туго,
Друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга,
Потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям
Держим путь на стадион,
Я люблю пломбир с вареньем,
А мультфильмы любит он.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Краны, спутники и пушки
Разбросал я по углам.
Дед приносит мне игрушки,
А играет в них он сам.
Батальоном оловянным
Дед командует: «Вперед!» -
И ведет к далеким странам
Мой бумажный пароход.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Лыжи мы купили с дедом,
На снегу они скрипят.
Я плетусь за дедом следом
На виду у всех ребят.
Не могу понять я все же,
Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Муз. Рук.: – О ком это стихотворение?
- Ребята,
скажите, а кого мы называем дедушкой?
Дети – Дедушка
– это отец (папа) мамы или
папы.
Муз.рук.:– Верно, ребята. Современные семьи не всегда бывают
большими, где есть дедушка и бабушка.
Часто они живут далеко от своих детей
и вас – внуков. И вы, конечно же, звоните им, навещаете их с родителями,
чтобы им было не так одиноко. А хотите, я сегодня расскажу вам о том, как в
казачьих семьях жили старики? Как
к ним относились взрослые и дети – внуки, чем они занимались?
Муз.рук.: Вы уже не раз слышали о том, что на Кубани семьи были
всегда многодетные, в каждой от пяти до четырнадцати детей. Старшим в семье был мужчина
– дед. Уважение к деду было
велико и беспредельно. Казаки издавна считали, что старик в доме – лицо почитаемое, воля
его – закон для всех. Слово деда было в доме главным, без него даже не начинали
есть. К своему пожилому отцу и деду
обращались на «вы». Дети любили
своего дедушку, а особенно мальчики. В
казачьей семье трудно было определить кто е кому приставлен: дедушка к внуку или внук к дедушке –
так они дополняли друг друга. Дедушка
много рассказывал, учил многому внука, а внук помогал дедушке.
Когда внук с
душкой оставались наедине, внук слушал интересные истории деда о том, кто были
его предки, когда они поселились в родной станице, кто был первым поселенцем,
какая память осталась от того человека в доме: кинжал, боевая
сабля, казачий костюм, портрет, награды. Уже к семи годам казачок хорошо знал
свою родословную, кто кому и кем приходится. Внук выпытывал у деда, где тот
служил, в каком полку. Они доставали фотографии деда в пору его службы. А на
обороте этих фотографий, как правило, карандашом были записаны фамилии
сослуживцев, город и место службы.
Муз.рук.: А сегодня мы с вами побудем настоящими наездниками.
Выполняется музыкально-ритмическое движение «Прямой галоп.»
Молодцы, ребята. Вы ловко выполнили все
упражнения, никто не упал со своего коня.
Муз. Рук.: Внуку нравилось, что дедушка
– такой строгий.
Во время
своего рассказа о своей службе, дедушка с
ковра над кроватью снимал сабли, кинжалы, рассказывал внуку о том, как они
появились в семье, в каких боевых действиях помогали казакам. Внук любил
дедовские рассказы. А когда он взрослел. Дед обучал казачонка стрелять из
ружья, помогал освоить верховую езду, т. е. ездить на коне, в начале без седла,
а затем уже с седлом и саблей, лихо рубить лозу на скаку. Дед рассказывал о
своих товарищах – станичниках, с кем ему приходилось нести службу. Бывало. Идет дедушка с внуком по улице, а
навстречу ему старичок прихрамывает.
Не доходя до него несколько шагов, дед останавливал внука: «Поклонись этому человеку. В одной сотне мы с ним
служили. Если б не он, может я и не дожил бы до сегодняшнего дня».
Так мальчик
узнавал о казачьем братстве и единении. А уж если в доме заходил разговор о
войсковом празднике или празднике сотни, внук к тому времени уже знал в лицо
многих сверстников дедушки,
живущих в станице, узнавал их на улице, здоровался с ними, исполнял их просьбы,
как просьбы членов собственной семьи.
Когда же подходила
пора, и казачок становился совершеннолетним, предстояло и негласное испытание
того, чему научился внук у деда. За станицей ежегодно устраивались лагеря, где
проводился смотр готовности казаков к предстоящей службе. Ничто не ускользало
от внимательных глаз станичного атамана и старых
казаков: ни конская упряжь,
ни посадка в седле, ни умение владеть саблей, петь песню в строю, танцевать
лещгинку у вечернего костра. И не было для молодого казака почетнее вопроса: «Кто
тебя научил всему этому?»
- Мой дедушка, ваше высокоблагородие.
- Передай
ему от меня благодарность.
- Рад стараться! – гордо отвечал
казачок.
Вы уже
знаете ребята, что в казачьих семьях игрушки покупали редко, их старались делать своими
руками. В семье, как правило. Игрушки изготавливали два человека – дедушка и няня.
Вспомните,
какие игрушки делала малышам няня?
Дети: Куклы из тряпочек, глины, соломы.
Муз.рук.: Верно. А из дедовских рук мальчики получали
свистульки, вырезанные из бузины или клена: «коников» - лошадок на палке. На этих лошадках
мальчики скакали на перегонки, соревнуясь в быстроте и ловкости.
Муз.рук.: Мы сегодня
вспомним песню, которую учили на прошлом занятии. Это песня – «Як робыв я в
пана». Послушайте её ещё раз и скажите о чём эта песня.
Слушание песни «Як робыв я в пана»
Ответы детей.
Это
песня шуточная, похода на частушки. Как звучит музыка, какое у неё настроение?
Ответы детей.
Муз. рук.: Музыка весёлая,
игривая, передаёт шуточный характер песни.
Разучивание 2-3-го куплета песни и припева.
Муз. Рук.: На этом наше
занятие подходит к концу.
Что
мы сегодня узнали нового?
Кто
был главный в семье казаков?
Чему
дедушка учил своего внука?
Комментариев нет:
Отправить комментарий