вторник, 3 октября 2017 г.

Традиции и быт кубанских казаков. Дедушкина наука.

«Дедушкина наука»
Конспект музыкального занятия
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине через знакомство с традициями и образом жизни казачьей семьи, расширять знания о взаимоотношениях между старшим и младшим поколением. Воспитывать уважение к старшим людям, родным; учить детей заботиться о пожилых людях, оказывать им посильную помощь. Воспитывать интерес к прошлому своей семьи.
Ход занятия:
 (Чтение стихотворение М. Пляцковский «Мой дед»).
Если вдруг придется туго,
Друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга,
Потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям
Держим путь на стадион,
Я люблю пломбир с вареньем,
А мультфильмы любит он.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Краны, спутники и пушки
Разбросал я по углам.
Дед приносит мне игрушки,
А играет в них он сам.
Батальоном оловянным
Дед командует: «Вперед!» -
И ведет к далеким странам
Мой бумажный пароход.
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Лыжи мы купили с дедом,
На снегу они скрипят.
Я плетусь за дедом следом
На виду у всех ребят.
Не могу понять я все же,
Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
Муз. Рук.: – О ком это стихотворение?
- Ребята, скажите, а кого мы называем дедушкой?
Дети – Дедушка – это отец (папа) мамы или папы.
Муз.рук.:– Верно, ребята. Современные семьи не всегда бывают большими, где есть дедушка и бабушка. Часто они живут далеко от своих детей и вас – внуков. И вы, конечно же, звоните им, навещаете их с родителями, чтобы им было не так одиноко. А хотите, я сегодня расскажу вам о том, как в казачьих семьях жили старики? Как к ним относились взрослые и дети – внуки, чем они занимались?
Муз.рук.: Вы уже не раз слышали о том, что на Кубани семьи были всегда многодетные, в каждой от пяти до четырнадцати детейСтаршим в семье был мужчина – дед. Уважение к деду было велико и беспредельно. Казаки издавна считали, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех. Слово деда было в доме главным, без него даже не начинали есть. К своему пожилому отцу и деду обращались на «вы». Дети любили своего дедушку, а особенно мальчики. В казачьей семье трудно было определить кто е кому приставлендедушка к внуку или внук к дедушке – так они дополняли друг друга. Дедушка много рассказывал, учил многому внука, а внук помогал дедушке.
Когда внук с душкой оставались наедине, внук слушал интересные истории деда о том, кто были его предки, когда они поселились в родной станице, кто был первым поселенцем, какая память осталась от того человека в доме: кинжал, боевая сабля, казачий костюм, портрет, награды. Уже к семи годам казачок хорошо знал свою родословную, кто кому и кем приходится. Внук выпытывал у деда, где тот служил, в каком полку. Они доставали фотографии деда в пору его службы. А на обороте этих фотографий, как правило, карандашом были записаны фамилии сослуживцев, город и место службы.
Муз.рук.: А сегодня мы с вами побудем настоящими наездниками.
Выполняется музыкально-ритмическое движение «Прямой галоп.»
 Молодцы, ребята. Вы ловко выполнили все упражнения, никто не упал со своего коня.
Муз. Рук.: Внуку нравилось, что дедушка – такой строгий.
Во время своего рассказа о своей службе, дедушка с ковра над кроватью снимал сабли, кинжалы, рассказывал внуку о том, как они появились в семье, в каких боевых действиях помогали казакам. Внук любил дедовские рассказы. А когда он взрослел. Дед обучал казачонка стрелять из ружья, помогал освоить верховую езду, т. е. ездить на коне, в начале без седла, а затем уже с седлом и саблей, лихо рубить лозу на скаку. Дед рассказывал о своих товарищах – станичниках, с кем ему приходилось нести службу. Бывало. Идет дедушка с внуком по улице, а навстречу ему старичок прихрамывает. Не доходя до него несколько шагов, дед останавливал внука: «Поклонись этому человеку. В одной сотне мы с ним служили. Если б не он, может я и не дожил бы до сегодняшнего дня».
Так мальчик узнавал о казачьем братстве и единении. А уж если в доме заходил разговор о войсковом празднике или празднике сотни, внук к тому времени уже знал в лицо многих сверстников дедушки, живущих в станице, узнавал их на улице, здоровался с ними, исполнял их просьбы, как просьбы членов собственной семьи.
Когда же подходила пора, и казачок становился совершеннолетним, предстояло и негласное испытание того, чему научился внук у деда. За станицей ежегодно устраивались лагеря, где проводился смотр готовности казаков к предстоящей службе. Ничто не ускользало от внимательных глаз станичного атамана и старых казаков: ни конская упряжь, ни посадка в седле, ни умение владеть саблей, петь песню в строю, танцевать лещгинку у вечернего костра. И не было для молодого казака почетнее вопроса«Кто тебя научил всему этому?»
- Мой дедушка, ваше высокоблагородие.
- Передай ему от меня благодарность.
- Рад стараться! – гордо отвечал казачок.
Вы уже знаете ребята, что в казачьих семьях игрушки покупали редко, их старались делать своими руками. В семье, как правило. Игрушки изготавливали два человека – дедушка и няня.
Вспомните, какие игрушки делала малышам няня?
Дети: Куклы из тряпочек, глины, соломы.
Муз.рук.: Верно. А из дедовских рук мальчики получали свистульки, вырезанные из бузины или клена«коников» - лошадок на палке. На этих лошадках мальчики скакали на перегонки, соревнуясь в быстроте и ловкости.
Муз.рук.: Мы сегодня вспомним песню, которую учили на прошлом занятии. Это песня – «Як робыв я в пана». Послушайте её ещё раз и скажите о чём эта песня.
Слушание песни «Як робыв я в пана»
Ответы детей.
Это песня шуточная, похода на частушки. Как звучит музыка, какое у неё настроение?
Ответы детей.
Муз. рук.: Музыка весёлая, игривая, передаёт шуточный характер песни.
Разучивание 2-3-го куплета песни и припева.
Муз. Рук.: На этом наше занятие подходит к концу.
Что мы сегодня узнали нового?
Кто был главный в семье казаков?
Чему дедушка учил своего внука?


Комментариев нет:

Отправить комментарий