Традиции и быт
кубанского казачества.
Конспект
музыкально – тематического занятия.
Цель: 1. Воспитывать
любовь к малой Родине;
2.
Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;
3.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра,
рубель, хата, ручник, самовар, колодец, чугун.
Ход занятия:
Звучит
гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми в зал.
Воспитатель: Как вы думаете,
ребята, о чём пойдёт сегодня речь в нашей беседе?
Дети: о родном крае,
Кубани.
Воспитатель: Правильно. А теперь
послушайте стихотворение «Кубань» Владимира Нестеренко.
Степные
просторы,
Высокие
горы,
Два
ласковых моря-
Всё
это Кубань
Родная
станица,
Открытые
лица,
Густая
пшеница –
Всё
это Кубань.
И
хутор, и город
Имеют
свой норов,
Особенный
говор –
Всё это
Кубань.
Не
смотрят здесь хмуро,
Не
ходят понуро.
Своею
культурой
Гордится
Кубань.
Народ-православный,
А
путь его - славный.
Здесь
мыслят о главном
И
любят Кубань.
Быт
улочек старых,
И
новь Краснодара,
И
щедрость базаров-
Всё
это Кубань.
А песня,
что плачет!
А
дух наш казачий!
Как
много ты значишь
Для
всех нас, Кубань!
Воспитатель: Среди просторов
нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля
родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою
Родину.
-Ребята,
как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).
-А
кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).
- А
как называется город, в котором мы живём? (Краснодар).
- А
что такое хата?
Дети: это дом где жили
казаки.
Воспитатель: А как вы думаете,
из чего строили хаты? (из глины).
Делались
хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили
известью.
-
Какого цвета хата? Почему белая?
В
хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была
разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали
гостей. Это была светлица, светелка.
-
Как называлась половина, где принимали гостей? Повтори.
-
Как вы думаете, для чего в хате была нужна печь? (Чтобы было тепло, зимой
на ней спали).
- А
еще для чего? (на ней готовили).
-
Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы)
-Верно,
крышу накрывали соломой связанной в снопы или камышом.
-
Посмотрите, а что находиться справа от хаты? (печь) Угадали, это летняя печь.
- В
Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где
была печь, которую называли кабица. Давайте повторим. Это трудное слово
ка-би-ца. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того,
чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.
-
Что такое кабица? (Летняя печь ).
Воспитатель: В казачьих семьях
глава семьи казак. А чем он занимался?
Дети: Казак добывал пищу
для семьи. Работал в поле. Защищал границу от врагов.
Воспитатель: - А как называли
жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?
Дети: Ходила к колодцу –
принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб.
Воспитатель: Казачка очень
любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?
Дети: В чугуне, в нем
варили кашу, борщ.
Воспитатель: Правильно,
хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи
использовала, что? (Ухват)
Ухват - это палка, с надетой на
нее металлической рогаткой.
- А
молоко в чем хранили?
Дети: В глиняном сосуде
глэчик.
Воспитатель: Чтобы испечь
пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают
тесто?
Дети: Макитра –
это горшочек из глины. В нем еще делали засолку огурцов, помидор.
Воспитатель: - Ну а чаем поили
гостей из…(Самовара). Правильно! Давайте ребята вместе накроем гостям нашим
стол. Что для этого нам понадобиться? (Скатерть, самовар, бублики, пирог,
варенье, кружки и чайные ложки, салфетки). Хозяйки были очень домовитые,
аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки
погладить одежду, белье, тканые изделия? (Рубель и каталка).
Рубель – это деревянный брусок с
поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.
-
Давайте ребята немного отдохнем и соберем картинки, которые вы уже вместе со
мной красили?
-
Что там изображено? (Казак с казачкой; Посуда: самовар, глэчик, чугунок,
ложка ; казачка идет по воду с ведрами и коромыслом) .
- А сейчас мы с вами
споём весёлую и задорную песню.
«Як
служив я в пана»
Воспитатель:
-Какие
Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Я буду вам описывать предмет,
а вы должны будете назвать мне его. За правильный ответ вы будете получать
магнит.
-
Дом, в котором жили казаки. (Хата).
-Это
глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).
- С
помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена
(Рубель и каталка).
-В
чем замешивали тесто? (Макитра).
-
Воду приносили из…(Колодца).
-Вкусный
чай пили из…(Самовара).
- В
этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).
- Где казаки принимали
гостей? (светлица, светелка
Комментариев нет:
Отправить комментарий