Творческая
гостиная «Солнечный край».
«Адыгейские
народы».
Единой
семьёй народы живут,
Кубань
хлебосольную мамой зовут,
Любимую
землю теплом украшают
Ей
песни, легенды свои посвящают.
И
сегодняшняя наша встреча посвящена: Республике Адыгея
Слайд
№ 1
Респу́блика Адыге́я — субъект Российской
Федерации, входит в состав Южного
федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического
района. Столица — город Майкоп.
Образована 27 июля 1922 года как Адыгейская (Черкесская) автономная
область, в августе 1928 года была переименована
в Адыгейскую автономную область, 3 июля 1991 года преобразована в республику.
Государственные языки: русский и адыгейский.
Также распространены армянский, украинский, курдский языки.
Слайд
№ 2
Адыги
на земле моей живут.
Их
издревле черкесами зовут.
Смеются
солнцу. Добрых ждут дождей.
Живут
адыги на земле людей.
А ты
о них не знаешь ничего –
Ни
песен их гортанных, ни традиций.
Когда
в ауле человек родится,
То
дерево сажают в честь него.
И
выстрелами миру известят,
Что
человека нового растят,
Адыги
на земле моей живут.
Их издревле
черкесами зовут.
Во
имя счастья не прощают зла.
Не
верят трусам. Уважают гордых.
И
сердца мудрость, и поступков твердость –
Все
им природа щедрая дала!
Тебе
б увидеть, как они танцуют,
тебе
б услышать, как они поют!
На
скакунах по праздникам гарцуют,
Черкески
и кинжалы достают.
Слайд № 3
Адыгейский
народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели
множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также
исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии,
синды, досхи, агры и другие.
Слайд № 4
Свои
поселения адыги называли “хабль”. Адыгская усадьба состояла из дома главы семьи
и домов женатых сыновей. Интерьер адыгского жилища был скромен. Там стояли
низкие деревянные диваны, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя
ножками.
Жилища
адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался
фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро
собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах
адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу.
Слайд
№ 5
Национальная
одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и
платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось
различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой
женщины.
А
вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску -
длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На
черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили
белые черкесы, а простые мужчины - черные.
Слайд
№ 6
Адыги
были прекрасными земледельцами и скотоводами. Они выращивали просо, пшеницу,
кукурузу, занимались огородничеством и садоводством. Скотоводство обеспечивало
горцев пищей и одеждой, скот был платежной единицей. Ремесло адыгов носило
характер домашних промыслов, особенно славились оружейники и ювелиры.
В тот момент пока мужчины охотились, воевали,
торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду.
Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим
женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.
И сегодня я вам предлагаю поиграть в адыгейскую
народную игру:
«Меткий
стрелок» ШЭКIО ЩЭРЫУ
Подготовка: В игре
участвуют пять и более детей. Чертится круг диаметром около двух метров за
прямоугольником длиной сторон примерно по три на пять метра. Выбираются два
охотника (шакIо). В руках у них по мячу. Охотники становятся в круг.
Описание
игры: Охотники,
находясь в своём домике (круге, должны мячом попасть в игроков, перебегающих
коридор (прямоугольник). Выбитый игрок занимает место охотника, а тот который
его выбил, занимает место в коридоре.
Также
главным приоритетом в воспитании мальчика считалась подготовка из своего сына
хорошего воина, поэтому с шести лет ребенка учили стрельбе, борьбе, и верховой
езде.
«Всадник» ШЫУ
Подготовка: В игре
участвуют четыре и больше игроков. Они распределяются по парам. Отмечается
линия старта, а на расстоянии 20 метров от неё проводится линия финиша.
Описание
игры:
Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, а второй – «наездник» -
берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша.
Победитель пары затем соревнуется с победителем другой.
Правила
игры: Побеждает
пара, которая ни разу не проиграла забег.
Адыгские
танцы
Древний адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал свою самобытную
хореографию. танцы, вообще музыка, играли и играют важную роль в жизни
адыгов...
Дети адыгов с раннего возраста начинали танцевать... первый шаг - первый
танец. Адыгские дети делали свои первые шаги под музыку...
Ребёнок:
Играй
гармонь, стучите барабаны!
На танец горец девушку ведет,
В её глазах он видит пламя,
То пламя в сердце, что живет.
Движенье рук, как птицы взмахи крыльев,
И в ритм музыки забились их сердца.
Адыгский танец самый лучший в мире!
Красивый самый , знаю точно я!
Вся красота народа в танце этом ,
В движениях, сводящих всех с ума,
История народа через танец этот
Передаётся сквозь века!
Поэтому еще мы живы,
Что в сердце музыка живет!
Что музыку эту услышав,
Вновь горец девушку ведет!
На танец горец девушку ведет,
В её глазах он видит пламя,
То пламя в сердце, что живет.
Движенье рук, как птицы взмахи крыльев,
И в ритм музыки забились их сердца.
Адыгский танец самый лучший в мире!
Красивый самый , знаю точно я!
Вся красота народа в танце этом ,
В движениях, сводящих всех с ума,
История народа через танец этот
Передаётся сквозь века!
Поэтому еще мы живы,
Что в сердце музыка живет!
Что музыку эту услышав,
Вновь горец девушку ведет!
Танец - это разговор между юношей и девушкой. во время танца они узнавали
друг друга, понимали без слов... Но запрещено было касаться девушку. это могло
оскорбить её.
Лучшими танцорами были воины. Красиво, с достоинством, с чувством,
показывая в танце себя - вот как танцевал настоящий адыгский воин. хорошего
воина от плохого отличает танец...
Видео:
«Танец с кижалами».
Одним
из древнейших хороводных танцев адыгского народа является
"Удж-хъурай" – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся
– на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия.
Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине,
предельное внимание и учтивость.
Видео:
Танец «Удж-хъурай».
Много
у адыгов разных по характеру и темпераменту танцев, но самый лиричский – это
танец «Исламей»
Существует
легенда происхождения адыгейского исламея: в один погожий день молодой пастух
по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, круживших в лазурном небе,
которые парили по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались
вместе, как бы желая высказать что-то сокровенное. Их полёт напомнил молодому
юноше о затаённых чувствах в его сердце. Он вспомнил свою любимую, и ему захотелось
также полюбоваться ею. Не так просто было у адыгов повстречаться со своей
избранницей, однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: его пригласили
на танец со своей любимой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил
новый танцевальный рисунок - движение по кругу. девушка поняла его замысел, и
молодые в своём танце сумели высказать друг другу все свои чувства.
Танец:
«Исламей»
.
«Скакание на одной ноге» ХЬАМЛЪАЩЭ
Подготовка: Игра проводится на
ровной площадке. Участвуют два человека. На земле чертится круг диаметром 3
метра.
Описание: Не выходя из
круга, один игрок делает скачки на одной ноге и стремится догнать другого
игрока. Если ему это удаётся, то игроки меняются местами.
Правила
игры: Игроку,
за которым ведётся преследование, не разрешается покидать пределы круга. Не
разрешается игроку нападения делать смену ног во время соперничества.
Гостеприимство
в кавказской семье считается чуть ли не самым главным обрядом. Древнему обычаю
гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и
легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят
говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий