пятница, 19 января 2018 г.

Творческая гостиная «Солнечный край».

Творческая гостиная «Солнечный край».
«Адыгейские народы».

Единой семьёй народы живут,
Кубань хлебосольную мамой зовут,
Любимую землю теплом украшают
Ей песни, легенды свои посвящают.

И сегодняшняя наша встреча посвящена: Республике Адыгея

Слайд № 1
Респу́блика Адыге́я — субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Майкоп.
Территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края.
Образована 27 июля 1922 года как Адыгейская (Черкесская) автономная область, в августе 1928 года была переименована в Адыгейскую автономную область, 3 июля 1991 года преобразована в республику.
Государственные языки: русский и адыгейский. Также распространены армянский, украинский, курдский языки.

Слайд № 2
Адыги на земле моей живут.
Их издревле черкесами зовут.
Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
И выстрелами миру известят,
Что человека нового растят,
Адыги на земле моей живут.
Их издревле черкесами зовут.
Во имя счастья не прощают зла.
Не верят трусам. Уважают гордых.
И сердца мудрость, и поступков твердость –
Все им природа щедрая дала!
Тебе б увидеть, как они танцуют,
тебе б услышать, как они поют!
На скакунах по праздникам гарцуют,
Черкески и кинжалы достают.

Слайд № 3

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие.

Слайд № 4

Свои поселения адыги называли “хабль”. Адыгская усадьба состояла из дома главы семьи и домов женатых сыновей. Интерьер адыгского жилища был скромен. Там стояли низкие деревянные диваны, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками.
Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу.

Слайд № 5
Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.
А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.


Слайд № 6

Адыги были прекрасными земледельцами и скотоводами. Они выращивали просо, пшеницу, кукурузу, занимались огородничеством и садоводством. Скотоводство обеспечивало горцев пищей и одеждой, скот был платежной единицей. Ремесло адыгов носило характер домашних промыслов, особенно славились оружейники и ювелиры.

В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.
И сегодня я вам предлагаю поиграть в адыгейскую народную игру:

«Меткий стрелок» ШЭКIО ЩЭРЫУ
Подготовка: В игре участвуют пять и более детей. Чертится круг диаметром около двух метров за прямоугольником длиной сторон примерно по три на пять метра. Выбираются два охотника (шакIо). В руках у них по мячу. Охотники становятся в круг.
Описание игры: Охотники, находясь в своём домике (круге, должны мячом попасть в игроков, перебегающих коридор (прямоугольник). Выбитый игрок занимает место охотника, а тот который его выбил, занимает место в коридоре.


Также главным приоритетом в воспитании мальчика считалась подготовка из своего сына хорошего воина, поэтому с шести лет ребенка учили стрельбе, борьбе, и верховой езде.

 «Всадник» ШЫУ
Подготовка: В игре участвуют четыре и больше игроков. Они распределяются по парам. Отмечается линия старта, а на расстоянии 20 метров от неё проводится линия финиша.
Описание игры: Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, а второй – «наездник» - берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой.
Правила игры: Побеждает пара, которая ни разу не проиграла забег.

  Адыгские танцы

   Древний адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал свою самобытную хореографию. танцы, вообще музыка, играли и играют важную роль в жизни адыгов...

   Дети адыгов с раннего возраста начинали танцевать... первый шаг - первый танец. Адыгские дети делали свои первые шаги под музыку...

Ребёнок:
Играй гармонь, стучите барабаны!
На танец горец девушку ведет,
В её глазах он видит пламя,
То пламя в сердце, что живет.
Движенье рук, как птицы взмахи крыльев,
И в ритм музыки забились их сердца.
Адыгский танец самый лучший в мире!
Красивый самый , знаю точно я!
Вся красота народа в танце этом ,
В движениях, сводящих всех с ума,
История народа через танец этот
Передаётся сквозь века!
Поэтому еще мы живы,
Что в сердце музыка живет!
Что музыку эту услышав,
Вновь горец девушку ведет!

   Танец - это разговор между юношей и девушкой. во время танца они узнавали друг друга, понимали без слов... Но запрещено было касаться девушку. это могло оскорбить её.
   Лучшими танцорами были воины. Красиво, с достоинством, с чувством, показывая в танце себя - вот как танцевал настоящий адыгский воин. хорошего воина от плохого отличает танец...

Видео: «Танец с кижалами».

Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является "Удж-хъурай" – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость.

Видео: Танец «Удж-хъурай».

Много у адыгов разных по характеру и темпераменту танцев, но самый лиричский – это танец «Исламей»
Существует легенда происхождения адыгейского исламея: в один погожий день молодой пастух по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, круживших в лазурном небе, которые парили по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались вместе, как бы желая высказать что-то сокровенное. Их полёт напомнил молодому юноше о затаённых чувствах в его сердце. Он вспомнил свою любимую, и ему захотелось также полюбоваться ею. Не так просто было у адыгов повстречаться со своей избранницей, однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: его пригласили на танец со своей любимой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил новый танцевальный рисунок - движение по кругу. девушка поняла его замысел, и молодые в своём танце сумели высказать друг другу все свои чувства.

Танец: «Исламей»
. «Скакание на одной ноге» ХЬАМЛЪАЩЭ
Подготовка: Игра проводится на ровной площадке. Участвуют два человека. На земле чертится круг диаметром 3 метра.
Описание: Не выходя из круга, один игрок делает скачки на одной ноге и стремится догнать другого игрока. Если ему это удаётся, то игроки меняются местами.
Правила игры: Игроку, за которым ведётся преследование, не разрешается покидать пределы круга. Не разрешается игроку нападения делать смену ног во время соперничества.



Гостеприимство в кавказской семье считается чуть ли не самым главным обрядом. Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Комментариев нет:

Отправить комментарий