«Классическая музыка в жизни ребенка»
Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и
папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически
образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог,
с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и
педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу
ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к
музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та
«золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки?
Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние
малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа».
Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще
как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». Начинать решать эту
нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые
слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные
мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.
И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем
незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же
время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и
не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми.
Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения
останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая.
Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли
ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот
музыкальный язык?
С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с
большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к
подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены
исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая
музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее
действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем
внимания и памяти, «отупляют» человека.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной
силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то
новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще
«незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и
по-своему уникально. Я приглашаю всех без исключения родителей посетить наши музыкальные
занятия, и вы сами увидите восторженные детские глаза при прослушивании
фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель.
Подснежник» Чайковского. Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к
балету П.И. Чайковского «Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и
видеозапись балета) ребята с удовольствием выбрали балет!
Не так давно еженедельник «Аргументы и факты»
опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских
школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления
мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио-
информационной сферы.
Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь
общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к
формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального
мироощущения, То есть у ребенка
появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную
практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего
вашего ребенка.
Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая
эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию,
позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его
устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка дошкольного
возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс
слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка
в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на
услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические
способности.
Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось
ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с
утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и
доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной
обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и которые и
музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по
принципиальным соображениям.
Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой
классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие
родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет
огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы,
считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И
если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных
занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои
умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют
удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все
делают правильно.
Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической
музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные
музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему
малышу лучшим другом!
Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое,
противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка
приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а
музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в
радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над
смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной
культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас,
педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент
общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное,
сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий